Киссёмару Уэсиба, II Айкидо Досю

- Почему так важно, чтобы те, кто стремится изучать айкидо, знали биографию О-Сэнсэя, или, другими словами, путь, пройденный Основателем?

- Я считаю, что это очень хорошо, когда человек изучает айкидо или принимает решение изучать его и продолжает тренироваться, независимо от того, делает он это потому, что считает айкидо прекрасным самим по себе, или потому, что полагает, что айкидо идеально отвечает его нуждам. И я считаю, что следует и необходимо заниматься, ни на минуту не забывая об истоках айкидо. Сегодня, однако, часто встречаются люди, которые бросают айкидо, едва попробовав, что это такое. Они не имеют ни малейшего представления о том, что такое айкидо. Было бы очень печально, если бы люди думали, что айкидо заключается только в движениях рук и ног, и если бы оно начало развиваться в некой форме, имеющей мало общего с первоначальным айкидо. Это нанесло бы айкидо огромный вред. Поэтому очень важно осознавать все те трудности, которые преодолел Морихэй Уэсиба, чтобы создать свое искусство. Нет нужды говорить, что физический аспект айкидо очень важен. Однако главное заключается не только в движениях рук и ног. Главное заключено в духе, в сердце. Если в движениях тела не проявляется духовная практика, тогда это не настоящее айкидо. Неверно думать, что вы действительно занимаетесь айкидо, только потому, что вы можете бросить противника или сбить его с ног, или потому, что вы сильны. Например, в дзюдо или каратэ есть сильные люди. Есть они и в сумо. Есть они также и в айкидо. Однако истинное айки подразумевает не только сильное тело, оно заключается не только в силе мускулов. Истинное айки — это единение сознания и тела. Если человек не развивает в себе дух, который остается неколебимым в любой критической ситуации и в любых обстоятельствах, его нельзя назвать сильным человеком. Так что если вы будете заниматься айкидо, понимая, как О-Сэнсэй создал этот путь, от какого воззрения на человечество и на саму жизнь он отталкивался, вы не ошибетесь в своем понимании истинного пути айкидо. Именно поэтому мне бы хотелось, чтобы все читали, например, биографию О-Сэнсэя. И я хотел бы добавить еще кое-что. Многие люди боготворят О-Сэнсэя, считают его всемогущим или почитают как ками (божественное существо, божество). Я полагаю, в этом нет ничего дурного, если это заставляет людей тренироваться усерднее. Однако мне кажется, что самое главное в айкидо — совершенствовать собственную личность или, точнее, личные качества путем усердной практики и при условии осознания труда Основателя при создании пути айки.

- В этом году (1983г. — прим.ред.) мы отмечаем 100 лет со дня рождения Основателя, и я уверен, все ожидают, что айкидо будет продолжать развиваться. Каковы Ваши взгляды на будущее этого искусства?

- Я думаю, главная черта айкидо заключается в том, что в нем нет ни победы, ни поражения. Позавчера, на показательных выступлениях в Будокане, Минору Гэнда-сэнсэй сказал: "Айкидо создало монистическую философскую систему, в которой ты и твой противник — одно, и вопрос победы или поражения решается в один миг. По-моему, это прекрасно!" Айкидо не представляет из себя тренировки с целью победить своего противника. Напротив, достигая гармонии с противником, вы можете объединить тело и сознание, превратить их в единую сущность и создать монистический мир, стать единым с природой. Поэтому в нашем искусстве нет соревнований. Конечно, это делает некоторые аспекты айкидо не столь интересными для молодежи, но чем дольше вы будете заниматься этим искусством, тем больше оно будет вам нравиться (букв. "как сушеная каракатица: чем дольше ее жуешь, тем вкуснее она становится"). В связи с этим некоторые называют его "дзэн в движении". У айкидо много религиозных и художественных аспектов. Оно обладает красотой гармонии и естественности — природной красотой, которая рождается в теле в результате достижения гармонии с движением природы. Такие люди, как Кикугоро или Эноскэ, актеры театра Кабуки, или Суми Ханаяги, японский танцор, воспринимали свою профессию с художественной точки зрения. Сегодня наука и техника достигли высочайшего уровня развития, а наша духовная сущность — разрушается. Поэтому я уверен, что в 21 веке общество признает путь айкидо. В айкидо нет понятия силы и слабости. Люди, изучавшие старые будо, всегда говорили о силе и слабости, о том, кто сильнее и кто слабее. Мне кажется, в таком подходе заключена проблема. Наверное, это допустимо, но если не ценить высший уровень искусства, айкидо не будет развиваться. Все находится в постоянном развитии. И духовный уровень людей тоже должен повышаться. Бывает, что, как в Эпоху воюющих провинций (сэнгоку*), появляется кто-то, кто заявляет: "Я силен! Я лучший айкидоист в Японии!" Это грубо и неправильно. Важна не сила, важен путь совершенствования человеческого сердца. Движения айкидо должны быть полностью согласованы с движениями духа. Если человек говорит о духовности после того, как он только что побил своего партнера, это не внушает доверия. В айкидо мы достигаем силы тела и духа, двигаясь мягко и в гармонии с природой. Только если мы будем продолжать в том же духе, мы сможем продолжать совершенствоваться. Конечно, при дальнейшем развитии нельзя избежать противоречий в административных вопросах. Но если, думая о прогрессе, мы не будем забывать о гармонии, то в будущем мы действительно сможем развиваться. В айкидо свой образ мышления и высокоразвитая философия, отличные от мышления и философии других будо. Я отнюдь не хочу сказать, что в других будо нет высокоразвитой философии, но философия айкидо уникальна. Поэтому я считаю, что айкидо сыграет исключительно важную роль для нового поколения.

* Сэнгоку-дзидай (Эпоха воюющих провинций) — период феодальной раздробленности в Японии, 1467-1568гг.

Из книги "Aikido and the New Warrior", ed. Richard Strozzi Heckler, California, 1985г.
Андрей Минаков
Об авторе