Искусство живописи суми-э
29 мая 2010 года E.N.International (Токио) и Японский Дом (Москва) приглашают вас принять участие в мастер-классе японской живописи суми-э и каллиграфии.
Искусство живописи суми-э возникло в Китае во времена династии Сун. В Японию оно пришло в середине XIV века. Слово суми-э является соединением двух японских слов: "тушь" (суми) и "живопись" (э). Суми -твердая форма древесного угля или производимая из сажи китайская тушь, ко
торая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шелк.
Таким образом, суми-э - это вид монохромной живописи, похожей на акварель.
Отличительной чертой живописи суми-э является присутствие в ней только черного цвета и широкой гаммы серых цветов черной туши, растворенной в воде. Живопись суми-э монохромна, однако, Суми-э иногда допускает использование других цветов,но исключительно в качестве дополнительных – тонких и прозрачных – мазков, которые всегда остаются подчиненными основной линии, исполненной тушью.
"...Художники Японии говорят: чтобы нарисовать сосну, нужно уподобиться сосне; чтобы нарисовать ручей, нужно уподобиться ручью. Это не значит, что человек становится сосной, это значит, что он начинает чувствовать сосну.
По словам Судзуки (Судзуки Дайсэцу (1870-1966), японский теоретик дзэн- прим.редактора), нужно «привести ум в соответствие с Пустотой, или таковостью, и тогда человек, созерцающий предмет, превращается в сам предмет» [236, с.36]. Представление о всеобщей связанности, всеобщей родственности вещей делало это возможным. Когда слияние с объектом достигнуто, не нужно прилагать усилий, кисть будет носиться сама собой (недаром художники называют ее «живой», «танцующей» или «резвящейся» кистью). Это и есть метод увэй. Судзуки говорит: «Кисть выполняет работу независимо Сумиэ – рисунок тушью, который исполняется на тонкой рисовой бумаге «прямо так», без всякой предварительной подготовки.]. Художник не стремится к реализму. Смысл сумиэ – заставить дух изображаемого предмета двигаться по бумаге. Каждый мазок кисти должен пульсировать в такт живому сушеству... Тогда и кисть становится живой... Набросок сумиэ беден, беден по форме, беден по содержанию, беден по исполнению, беден по материалу, и все же мы, восточные люди, чувствуем в нем присутствие некоего движущегося духа, который каким—то таинственным образом парит вокруг штрихов, точек и разного рода теней, вибрируя, сообщает им ритм живого дыхания» [235, с.280].
Кавабата (Кавабата Ясунари (1899-1972), японский писатель, лауреат Нобелевской премии 1968 г.-прим. редактора) вспоминает дзэнского поэта Иккю (поэт дзэн Иккю Содзюн (1394-1481), Япония-прим.редактора):
"Как сказать
Что значит
Сердце?
Шум сосны
На сумиэ".
Сумиэ приобщает к тому, что за гранью видимого мира, что незримо присутствует. Казалось бы, это особенность дзэнского искусства, но тот же метод лежит в основе японских дзуйхицу, никки (дневников) и моногатари, расцвет которых приходится на IX-XI вв., т.е. до проникновения чань в Японию. «Учитесь рисовать сосну у сосны, – говорил Басё (Мацуо Басё великий японский поэт (1644 -1694) –прим.редактора), – бамбук – у бамбука» [150а с.398]. Прекрасное только тогда истинно, когда оно лишено личного, своего. Художник стремился раствориться в предмете, и это отвечало «безличностному» характеру мировоззрения. Чем больше он подавлял, «сокращал» себя, тем более приближался к подлинной реальности, что и позволяло выявить макото, или, говоря словами «Гэндзи», «быть восприимчивым к макото».
Цитируется по "Японская художественная традиция", автор Татьяна Петровна Григорьева
Литература:
...
64. Кавабата Ясунари. Уцукусий Нихон-но ватакуси (Красотой Японии рожденный), Токио, 1968.
150а. Сандзоси (Три книги). – Нихон бунгаку тайкэй (Серия японской классической литературы). Т. XVI. Токио, 1961
235. Suzuki D.T. Zen Buddhism, Selected Writings, ed. by W. Barret. N. Y., 1956.
236. Suzuki D.T.Zen and Japanese Culture. N. Y., 1959.
Подробности: http://www.tasteofjapan.ru/full_news.php?id=102