Япония. Поезда и все,что движется.
Обещала делиться своими впечатлениями о Японии. Вот, очень коротко, решила изложить впечатления о транспорте:
Машины всегда чистые. Новых машин довольно много.Например,гибридов уже заметно много и сомневаться не приходится, что через 10 лет только на них тут и будут ездить. А, может быть, и раньше. Маленьких машин много.Много малолитражек (узнаются легко по желтым номерам).
Есть замечательный закон:если ломают здание,то в течение года на этом месте (не зависимо от площади) будет платная общественная парковка. Минимальную видела на 3 машины. Много многоярусных парковок,которые здорово экономят место.
Поезда метро,электрички,автобусы чистые,с кондиционерами позволяют добраться до любой точки города. Самый недорогой транспорт после своих двоих-автобус. Плохо,что как и весь остальной транспорт,кроме такси, он ходит по расписанию.Часто приходится ждать.Еще одна специфическая особенность-надо знать "в лицо" свою остановку,так как останавливается автобус по требованию. К сачтью, в большинстве автобусов и новых поездах метро и электричках есть бегущая строка,информирующая об остановке,как на японском,так и на английском языках. В электричках приятный женский голос на двух языках все подробно рассказывает. Кроме этого, в поездах есть электронная схема соответствующей линии, на которой красной лампочкой отмечена
станция, где находится поезд сейчас, а затем мигает следующая остановка.
В метро на платформах и стенах обозначены номера вагонов и места,напротив которых откроются двери поезда. Кроме этого, на стенах расположены крупные плакаты,где для каждой станции линии отмечено, у какого вагона пассажира ждет лифт, эскалатор,лестница,переход на другие линии,касса и пр.Очень удобно и экономит время.
Названия станций написаны на японском и латинскими буквами. Это здорово, так как в 1995 году подобное диво было редкостью. Названия станций писались китайскими иероглифами и дублировались знаками "хираганы", вероятно, чтобы дети могли прочитать. Таже картина наблюдалась и в написании табличек с названиями улиц и магистралей, но уже без надписей хираганой. Таким образом,14 лет назад путешествия вне Токио сопровождались исследовательской работой по выножденному изучению иероглифов. К стати сказать,еще 9 лет назад машины для продажи билетов на электричку и в метро требовали знания написания названия станции назначения в иероглифах.Теперь все гораздо проще.
Кроме этого,в японии существует ряд танспортных карт, по которым можно не только оплачивать проезд в автобусах, метро, электричках, но и покупать в поездах,на станциях и ряде точек питания в городе еду,напитки,сувениры и всякие мелочи. Пустячок,но очень удобно.
Поезки в отдаленный пригород Токио,как правило, не являются чемто-сложным. Однако,надо иметь в виду, что поезда есть обычные и экспрэсс,иногда приходится делать пересадку, а то и две. О том,где делать пересадку, вам на станции в центре Токио, например, "Синдзюку",могут и не сказать. Мне приходилось с этим сталкиваться. Называешь конечную станцию в центральной кассе, а в ответ недоумение. Подскажут только,как добраться до узловых станций. Но для этого ВЫ должны точно знать название линии, на которой расположена искомая станция. Так,спросив пару раз,куда ехать и как, вы непременно доберетесь в намеченный пункт.Спрашивать приходится на японском,так как чем дальше от Токио, тем меньше людей желающих говорить по английски.
Что не нравится.
Если вы оказались в поезде в час пик,то готовьтесь к тому,что на вас будут чихать. В прямом смысле. Если простуженный
особо сознательный, то он в маске, а если нет, то чихнет на всех. Никто не спрашивает "Вы выходите на следующей?" и, соответственно не готовится к выходу заранее. У дверей может стоять плотный ряд тех, кому еще 2 часа ехать,но это проблема не их. Захочешь выйти-пропихнешься.
Место старшим никто не уступает.Правда,сейчас это стало случаться чаще. Раньше, уступив место бабушке, можно было стать объектом пристального рассматривания на долгое время. Бабушка тоже испытывала сильный стресс от неожиданности и,непременно, выходя сдавала место "хозяину".
В центральных кассах (где работают люди,а не машины) обращаться лучше к женщинам. Мужчины тупо отвечают (правду), что требуемого билета,например,нет. Альтернативный вариант проезда или, банально, ближайший поезд просто не предлагают.Могут еще и недовольное лицо изобразить.
Спрашивать что-либо на улицах, типа,"где улица, музей,парк,храм...." у местных смысла нет.Никто ничего не знает. Если спросить полицейского,сотрудников почты, аптеки и пр, то...перед вами всенепременнейше разложат карту местности, соберется консилиум и после получасового обсуждения скажут "может быть там...,а может и нет". Ну,с полицией чаще попроще,если вы их сумеете найти :).
На красный свет светофора на переходе,если нет машин, уже 50% спокойно переходят улицу. Даже пожилые люди,правда,по сравнению с молодыми,более нервно оглядываясь по сторонам. 14 лет назад,особенностью Токио было то, что даже в 6:00 утра на АБСОЛЮТНО пустом перекрестке,при отсутствии "гаишника" зеленого света светофора стойко дожидались все,кто там был. Даже на маленьких улочках.Вот это самодисциплина!
Все чаще стали раздаваться раздраженные гудки автомобилистов. И это при том, что все ездят очень корректно.С каждым годом нервных за рулем становится больше.
Надписи в городе стали дублировать не только на английском,но и на корейском. Честно скажу,впечатление странное.Конечно, корейцев в Токио много,но когда появились надписи создалось впечатление, что их столько же, сколько всех остальных "гайдзинов",понимающих английский вместе взятых.
Очень не люблю некоторые переходы в Токийском метро.Например, едешь с пересадкой, выходишь на нужной станции и читаешь надпись, что до этойже станции,но другой ветки 1000 м.Конечно, бывает и меньше, но приходится идти километр под землей. Радует то, что по пути можно поесть,выпить кофе, зайти в магазинчик, туалет и пр. Но как-то не привычно. Знать бы, можно по городу прогуляться, если уж по другому нельзя.
Как и везде в Азии, в Японии популярны велосипеды. Так было всегда. Велосипеды приспособлены для перевозки продуктов и детей.Немножко не удобно,что ездят они по узким ротуарам сигналя о своем приближении. Т.е. им надо постоянно уступать дорогу. Вероятно, в связи с подорожанием бензина, велосипедов стало больше. В моду вошли городские велосипеды, у которох колеса поменьше. На них разъезжают солидные дяди в костюмах. Но самое прикольное, что новые модели велосипедов выпускаются с названием известных не японских автомобилей,гордо нанесенных на раме.
Классно,да? ты на чем ездишь? На Хаммере. К стати, первый такой Хаммер,который мне повстречался в Токио был желтого цвета. Именно такой желтый, но настоящий и огромный "живет" не далеко от моего дома в центре Москвы. Были замечены "Шевроле" чаще серый металлик, красные, черные,"мини" голубые и синие, "Джип", как правило, черный, "Хаммер" черный или желтый. В Москве, наверное,такие велики тоже есть,но в Токио они,просто,везде!
Возвращаясь к поездам,хочу сказать, что путешествие на них само по себе уже особое приключение. Есть мини линии в старых районах и Токио и пригорода,где ходят старинные вагончики. Есть специальные поезда, где можно купить билет в первый вагон, который не имеет перегородки (или имеет прозрачную) с отсеком мащинистов. Сидения в таком вагоне расположены лицом по ходу и под углом, как в театре (задние ряды выше,чем передние).
В таком вагоне можно наблюдать за работой машинистов и видеть то, что видят они.К стати, меня поразил тот факт, что смена из двух
машинистов (в красивой форме и белых перчатках) менялась, буквально, через несколько станций, может быть не более 5. В пути машинисты не рассказывают друг другу анекдоты, а вслух проговаривают те специальные знаки, которые они видят. Например, один говорит "вижу слева зеленый сигнал" второй отвечает "понял, вижу слева зеленый" и т.д. Ни одной реплики не по делу не было слышно. При смене бригады, а это занимает 2 минуты, старший произносит что-то типа "состав сдал", а новый отвечает "состав принял" и поехали дальше.
Есть вагоны, курсирующие вдоль побережья, где есть во первых, длинные и широкие окна без перегородок, а во-вторых,длинные ряды сидений, расположенные лицом к окну. Таким образом, можно всю дорогу любоваться морскими пейзажами. Если поезд проходит там, где открываются виды на гору Фудзи, то такие сидения могут быть и на ее сторону.
Еще хорошо придумано, что в электричках дальнего следования кресла, которые похожи на самолетные,могут вращаться. Если вы едете вчетвером, то можно развернуть впереди стоящую пару сидений лицом к вам и мило беседовать всю дорогу.
Как я уже говорила,при наличии транспортной карты, оплата проезда не представляет проблем. Цена зависит от расстояния,поэтому карту отмечаешь на входе и выходе. Простые билетики также.Если не доплатили, то автомат начнет шуметь и вам придется осуществить доплату.Тоние билетики и карты вставляешь в лицевую часть автомата. Проходишь вперед и ловишь свой билетик с дырочкой или отметкой на другом конце турникета. Таже процедура ждет вас при выходе.Разовые билетики,правда, уже не возвращаются,если их цена соответствует необходимой.
Сейчас Автоматы в московском метро имеют похожий принцип действия, поэтому ничего удивительного в общем нет.Однако опять, вспоминаю свою первую поездку 14 лет назад, когда мне посчастливилось жить там долго да еще и кататься ежедневно из Йокогамы в Токио на электричках. Привыкнув к их чудо-автоматам, которые радикально отличались от наших жетонных, вернувшись в Москву, где уже появились талоны на метро, я сохраняла талон до конца поездки и на выходе непроизвольно искала куда этот талон вставить, чтобы выпустили наружу.
Такси подъезжают мгновенно. Двери открываются и закрываются автоматически.Приятно удивляет наличие кружевных белоснежных подголовников на сидениях и белоснежные перчатки шофера.
В районе Асакуса можно покататься на старинных автобусах, у которых,почему-то внутри пол деревянный. Тамже можно и рикшу нанять.
Ну, вот в кратце, о транспорте.Наверняка чего-нибудь забыла. Если вспомню,напишу.
Скоро планирую разместить фото и впечатления о поездке в Идзу.